ГлавнаяОб институтеПубликацииВыступленияСовместные проектыКонтакты
RU
RU
KZ
EN
Экономическая политика
Денежно-кредитная политика и политика валютного курса
Бюджетная и налоговая политика
Инвестиционная политика
Внешнеэкономическая политика (ВТО, ТС)
Индустриально-инновационная политика
Экономиканың өсу қарқыны әлеуметтік салаға қалай әсер етуде?
Экономика өсімін қалай ынталандыруға болады?
Экономический рост
Экономический рост в Казахстане
Экономический рост в зарубежных странах
Туризм алаңындағы экономикалық ұрыс
Экономическая безопасность
Правовые аспекты экономической безопасности Казахстана
Международный опыт обеспечения экономической безопасности
Немного об экономической безопасности
Эксперты ожидают кризис валют
Экономические болезни
Голландская болезнь Казахстана
Другие экономические болезни
Как выйти из ловушки недоразвития экономики
Оценка эффективности деятельности Правительства и Национального Банка
Независимая оценка деятельности правительства Н.Назарбаева -Н.Балгимбаева (1998-1999гг.)
Независимая оценка деятельности правительства Н.Назарбаева -К.Токаева (2000-2001гг.)
Независимая оценка деятельности правительства Н.Назарбаева-И.Тасмагамбетова (2002-2003гг.)
Независимая оценка деятельности правительства Н.Назарбаева - Д.Ахметова (2004-2008гг.)
Независимая оценка деятельности правительства Н.Назарбаева - К.Масимова (2008-2012гг.)
Независимая оценка деятельности Национального Банка (1998-1999)
Независимая оценка деятельности Национального Банка (2007-2009)
Национальная мощь
Индекс национальной силы Казахстана и других государств
Стратегия вхождения Казахстана в число 50 конкурентоспособных стран мира
Национальная энергетическая стратегия. Почему в этом нуждается Казахстан?
Ұлттық қуатты нығайтудың стратегиялық бағыттары
Конституционная экономика
Модели конституции и экономический рост
Форма правления и экономический рост
Политическая свобода
Экономическая свобода
Қазақстанға оппозиция туралы заң керек
Актуальные идеи
Реализованные идеи
Предлагаемые идеи
Специальный подход. Можно ли избавиться от зависимости доллара?

img

img

img

Актуальные идеи

Специальный подход. Можно ли избавиться от зависимости доллара?

Подробнее...

Реализованные идеи

Прожиточный минимум не соответствует уровню ВВП на душу населения в РК

К такому выводу пришёл директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков, изучив ряд экономических показателей

Фото: mln.kz

Одним из показателей уровня социальной ответственности любого государства является прожиточный минимум, предназначенный для:

- оценки уровня жизни и определения черты бедности;

- определения направлений социальной политики и осуществления мер по социальной поддержке населения;

- обоснования устанавливаемых минимальных размеров заработной платы, пенсии, пособий и иных социальных выплат.

В соответствии с Законом РК «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы», с 1 января 2015 в Казахстане величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат составляет 21 364 тенге, или $77 (по официальному курсу на 30 октября).

Между тем, по информации Национального статистического комитета Киргизии, величина прожиточного минимума в 3 квартале 2015 составляла 5019,7 сома, или $72 (по официальному курсу на 30 октября).

Казахстанскую экономику приносят в жертву статистике

Казахстанскую экономику приносят в жертву статистике

Отпустив тенге в свободное плавание и спровоцировав рост цен, Нацбанк тепер... →

По данным МВФ и Всемирного банка, в 2014 ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) в Казахстане составил $24 108, а в Киргизии – $3 262, то есть в 7,3 раза меньше. Столь существенная разница, согласно международной классификации, относит Казахстан к числу развивающихся стран, а Киргизию – в разряд бедных.

Также следует вспомнить, что уровень относительных цен в Казахстане на 35-40% выше, чем в соседней республике.

Если руководствоваться социальными стандартами соседней страны, то прожиточный минимум Казахстана (21 364 тенге) следует умножить на 7,3. Получается, что величина реального прожиточного минимума в РК должна составлять 155,9 тыс. тенге.

Другими словами, проводимая в Казахстане социальная политика не отличается высокой степенью ответственности перед обществом и населением. Что касается Киргизии, то там реализуется на редкость ответственная социальная политика в отношении большинства граждан.

Таким образом, можно сделать вывод о существовании ряда негативных явлений и социальных вызовов в Казахстане:

- несоответствие жизненно важных социальных стандартов уровню экономического развития;

- социальная деградация определённых слоев населения.

В Казахстане образовалась зона застойной бедности, охватившая ряд регионов, моногородов, сельских территорий, а также «самозанятое» население. Вопрос даже не в низких доходах и случайных заработках, а в отсутствии перспективы и вертикальной мобильности. При существующей ресурсной базе мобильность не появится даже с учетом компенсаторов - господдержки малого бизнеса, программ «Занятость-2020», «Агробизнес-2020» и других.

Признаками застойной бедности являются маргинализация общества, наркомания, алкоголизм, бродяжничество, девиантное поведение молодёжи, различные виды правонарушений, проституция, аборты, появление рынка продаж новорождённых, суицид (в особенности среди несовершеннолетних) и другие социальные болезни.

Часть людей, которые не хотят мириться с этим уделом, уходят в религиозный экстремизм либо в криминальный сектор. По информации Генеральной прокуратуры, преступность с участием отечественных безработных (которые не были зарегистрированы в установленном порядке в органах занятости) ежегодно достигает 75-80% от общего уровня преступности.

С учётом официального уровня безработицы (включая членов семей безработных) и рисковых компонентов по линии самозанятого населения, можно определить, что в состоянии застойной бедности, а также в зоне риска находится примерно 10% населения РК, или 1,7 млн чел.

Об этом ли мечтали Жанибек и Керей 550 лет назад?!

Источник forbes.kz

Подробнее...