Прожиточный минимум не соответствует уровню ВВП на душу населения в РК
К такому выводу пришёл директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков, изучив ряд экономических показателей
Одним из показателей уровня социальной ответственности любого государства является прожиточный минимум, предназначенный для:
- оценки уровня жизни и определения черты бедности;
- определения направлений социальной политики и осуществления мер по социальной поддержке населения;
- обоснования устанавливаемых минимальных размеров заработной платы, пенсии, пособий и иных социальных выплат.
В соответствии с Законом РК «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы», с 1 января 2015 в Казахстане величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат составляет 21 364 тенге, или $77 (по официальному курсу на 30 октября).
Между тем, по информации Национального статистического комитета Киргизии, величина прожиточного минимума в 3 квартале 2015 составляла 5019,7 сома, или $72 (по официальному курсу на 30 октября).
Казахстанскую экономику приносят в жертву статистике
Отпустив тенге в свободное плавание и спровоцировав рост цен, Нацбанк тепер... →
По данным МВФ и Всемирного банка, в 2014 ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) в Казахстане составил $24 108, а в Киргизии – $3 262, то есть в 7,3 раза меньше. Столь существенная разница, согласно международной классификации, относит Казахстан к числу развивающихся стран, а Киргизию – в разряд бедных.
Также следует вспомнить, что уровень относительных цен в Казахстане на 35-40% выше, чем в соседней республике.
Если руководствоваться социальными стандартами соседней страны, то прожиточный минимум Казахстана (21 364 тенге) следует умножить на 7,3. Получается, что величина реального прожиточного минимума в РК должна составлять 155,9 тыс. тенге.
Другими словами, проводимая в Казахстане социальная политика не отличается высокой степенью ответственности перед обществом и населением. Что касается Киргизии, то там реализуется на редкость ответственная социальная политика в отношении большинства граждан.
Таким образом, можно сделать вывод о существовании ряда негативных явлений и социальных вызовов в Казахстане:
- несоответствие жизненно важных социальных стандартов уровню экономического развития;
- социальная деградация определённых слоев населения.
В Казахстане образовалась зона застойной бедности, охватившая ряд регионов, моногородов, сельских территорий, а также «самозанятое» население. Вопрос даже не в низких доходах и случайных заработках, а в отсутствии перспективы и вертикальной мобильности. При существующей ресурсной базе мобильность не появится даже с учетом компенсаторов - господдержки малого бизнеса, программ «Занятость-2020», «Агробизнес-2020» и других.
Признаками застойной бедности являются маргинализация общества, наркомания, алкоголизм, бродяжничество, девиантное поведение молодёжи, различные виды правонарушений, проституция, аборты, появление рынка продаж новорождённых, суицид (в особенности среди несовершеннолетних) и другие социальные болезни.
Часть людей, которые не хотят мириться с этим уделом, уходят в религиозный экстремизм либо в криминальный сектор. По информации Генеральной прокуратуры, преступность с участием отечественных безработных (которые не были зарегистрированы в установленном порядке в органах занятости) ежегодно достигает 75-80% от общего уровня преступности.
С учётом официального уровня безработицы (включая членов семей безработных) и рисковых компонентов по линии самозанятого населения, можно определить, что в состоянии застойной бедности, а также в зоне риска находится примерно 10% населения РК, или 1,7 млн чел.
Об этом ли мечтали Жанибек и Керей 550 лет назад?!
Источник forbes.kz