Каирбек Арыстанбеков: Казахстан одновременно столкнулся с тремя кризисами

Директор Института экономической политики Казахстана о ситуации в экономике страны

Несмотря на начавшийся было рост цен на нефть и укрепление национальной валюты, в целом ситуация в казахстанской экономике остается тревожной. Макроэкономические показатели падают, желание Нацбанка обуздать инфляцию вызывает сомнение, а высокая процентная ставка мешает кредитованию экономики. На этом фоне международные агентства один за другим понижают рейтинги казахстанских банков и госкомпаний, а также страновой рейтинг. Некоторые эксперты заговорили о том, что казавшийся краткосрочным кризис перетекает в системный. Как быть в такой непростой ситуации, есть ли рецепт по выходу из кризиса у экономического блока правительства и чего стоит ждать в ближайшее время на финансовом поле? Об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kzпобеседовал с директором Института экономической политики Казахстана Каирбеком Арыстанбековым.

- Каирбек Тулендиевич, мы хотели бы узнать вашу оценку относительно реального состояния нашей экономики, в чем состоит особенность нынешнего кризиса?

- По информации Комитета по статистике, краткосрочный экономический индикатор в январе-апреле 2016 года к январю-апрелю 2015 года составил 99,1%. Известно, что данный индикатор учитывает изменение индексов выпуска по базовым отраслям экономики. В их числе сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, составляющие 67-68% от ВВП.

При этом объем промышленного производства в январе-апреле 2016 года составил 5469,1 млрд тенге в действующих ценах, что на 1,4% меньше, чем в январе-апреле 2015 года.

Учитывая, что по итогам IV квартала 2015 года также наблюдалось падение промышленности в стране, то согласно международным стандартам это означает, что по линии промышленности Казахстан уже вошел в зону рецессии. При этом подобного рода рецессия в промышленности не происходила в течение длительного периода времени. Однако такое признание и реальная оценка со стороны министерства национальной экономики, правительства и социально-экономического блока Аадминистрации президента все еще не последовали.

- Если страна вошла в зону рецессии, есть ли первые признаки ухудшения ситуации в социальной сфере, или здесь все в порядке?

- Не секрет, что многие экономические показатели движутся одновременно: если падает производство, то с тем или иным лагом снижаются реальные доходы населения. На фоне рецессии в производственной сфере начали снижаться и социальные показатели - показатели реального потребления, показатели розничного товарооборота тоже идут вниз. Правда, они идут вниз гораздо быстрее, чем реальное производство. И этим отличается нынешний кризис от кризиса 2008-2009 годов, когда были предприняты властями усилия, для того чтобы минимизировать негативные последствия мирового кризиса. Так, важным индикатором является сектор торговли. По официальным данным, в рамках отрасли «Торговля» индекс физического объема в январе-апреле 2016 года составил 94,1% - снижение на 5,9%.

При этом объем розничной торговли за январь-апрель 2016 года составил 2095,9 млрд тенге, или 97,7% к уровню соответствующего периода 2015 года. То есть налицо падение на 2,3%. Что касается оптовой торговли, то ее объем за январь-апрель 2016 года составил 4618 млрд тенге, или 92,3% к уровню соответствующего периода 2015 года в сопоставимых ценах. Это означает, что наряду с промышленностью определенное снижение наблюдается в секторе услуг. Считаю, что при продолжении такого процесса часть населения могут переходить из зоны среднего класса в зону бедности, а другая часть - из зоны бедности в зону нищеты.

- Вы говорили о наличии рецессии в промышленности и ее влиянии на социальные показатели. В таком случае когда можно утверждать о наличии рецессии по всей экономике и стране?

- Мы можем утверждать о наличии рецессии по всей экономике и стране только при одном условии: если объем экономической деятельности по стране сократится и во втором квартале 2016 года, как это было в первом квартале. То есть падение ВВП Казахстана в течение 6 месяцев подряд.

- Вы часто говорите о концептуальном и структурном кризисе в стране и что они не нашли свое отражение в антикризисном плане правительства страны. Что вы имеете в виду?

- Результаты анализа показывают, что Казахстан одновременно столкнулся с тремя кризисами, чего пока не осознало правительство. Ими являются следующие виды кризиса.

1. Структурный кризис. В ходе реализации Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года и по итогам первой пятилетки ГПФИИР - 2010-2014 - в экономике образовалось несколько структурообразующих секторов: экспортно-сырьевой - 17% ВВП; внутренне ориентированный - 20,3% ВВП; инфраструктурный - 12,6% ВВП; торговля и ремонт - 16,1% ВВП; социальные услуги - 4,6% ВВП. Так, с точки зрения достижения сбалансированности занятости населения неэффективными секторами являются экспортно-сырьевой и внутренне ориентированный. Для обеспечения сбалансированности доходной части госбюджета есть серьезные проблемы в торговле и секторе социальных услуг.

Сохраняется ряд диспропорций в расходной части госбюджета, включая дисбаланс между традиционной, социальной и современной функциями государства. Из-за углубления этих дисбалансов, а также при значительном росте непроцентных расходов бюджета ряд источников достижения экономического роста заблокированы, а другие исчерпали свои возможности.

Однако это не исчерпывающий перечень. Существуют и другие, не менее важные проблемы в этой сфере. В их числе незаконный отток капитала; бизнес, основанный на госбюджете и бюджете квазигосударственного сектора; рост теневой экономики и незаконного обналичивания денежных средств; ухудшение национального контроля за деятельностью отдельных ФПГ, ТНК и т. д.

2. Концептуальный кризис. Он проявляется по следующим направлениям.

Во-первых, это группа проблем, возникающих в результате коллизий и противоречий между законодательными актами, указами, постановлениями, госпрограммами и концепциями.

Во-вторых, это ряд препятствий, связанных с несоответствием реализуемых мер мировым трендам достижения ускоренного развития.

В-третьих, это разброс инструментов экономической политики среди разных групп-администраторов. К примеру, таможенно-тарифные инструменты ГПФИИР находятся в распоряжении комиссии ЕАЭС, то есть в Москве.

В-четвертых, состояние межбюджетных отношений начинает входить в противоречие с целями и задачами отдельных реформ, касающихся регионов. Например, доля бюджетов всех 16 регионов страны составляет всего - 23,5%, в то время как доля республиканского бюджета - 76,5%.

Кроме того, правительство в рамках первой пятилетки ГПФИИР - 2010-2014 - объявило о приоритетности экспорта несырьевых товаров, но продолжало возвращать НДС из республиканского бюджета экспортерам сырья. Обнаруживается явное противоречие между нормами Концепции правовой политики и налогового законодательства страны.

Если обобщить, то мы видим, что с юридической точки зрения между Налоговым кодексом, Концепцией правовой политики, Госпрограммой ФИИР, бюджетной политикой правительства заложено эксплицитное «противоречие», и это я считаю концептуальным кризисом.

- С чем связан третий вид кризиса?

- По сути, третий кризис связан с ухудшением качества экономической политики правительства. Известно, что основной целью экономической политики правительства является поддержание необходимого уровня экономического роста, но в Казахстане он отсутствует.

Среди других целей - обеспечение занятости населения, но мы видим высокий уровень преступности с участием отечественных безработных. Кроме того, качество денежно-кредитной политики ухудшается из-за неработающих кредитов и ограничения денежного предложения; валютной политики - из-за резких колебаний курса тенге; налогово-бюджетной политики - из-за дисбаланса основных функций, размера государства, распространения теневой экономики и вывоза капиталов.

Во внешнеэкономической сфере следует упомянуть кризис экспортно-сырьевого роста экономики и дефицит по текущему счету, в индустриально-инновационной политике - преждевременность либо длительность использования инструментов, принадлежащих разным стадиям развития, в социальной политике - несоответствие базовых стандартов к уровню экономического развития.

Например, за счет программы «Дорожная карта занятости 2020» в 2015 году трудоустроено около 156 тыс. человек. В то же время в январе-октябре 2015 года правоохранительные органы выявили свыше 86,6 тыс. человек, совершивших преступления, из них 81% - безработные. Это та цена, которую страна вынуждена платить, скажем так, за неэффективную экономическую политику. Таким образом, ухудшение социально-экономической ситуации в стране связано не только с внешними, но и с внутренними факторами. Увы, такое признание также не последовало со стороны министерства национальной экономики, правительства.

- Что об этих проблемах говорится в антикризисном плане правительства?

- Вопреки распространенным представлениям, указанные виды кризиса не нашли свое отражение в нем. Более того, план не предусматривает проработку мер по определению современной модели развития экономики. Создается ощущение, что правительство боится предпринимать решительные, нестандартные меры, направленные на выход страны из трех кризисов. Поэтому, как мне представляется, поручения главы государства, данные в ежегодном Послании народу Казахстана, реализуются правительством на фоне сохранения трех кризисов. Если перефразировать слова лауреата Нобелевской премии М. Фридмана, то наше правительство не решает наши проблемы, оно само по себе большая проблема.

- На фоне всего этого насколько реально достижение экономического роста в стране?

- Добиться в рамках нынешней экономической модели и сохранения трех кризисов достижения необходимых темпов роста - более 2% - практически невозможно. В этой связи правительству необходимо не только признать эти кризисы, не только их нейтрализовать, но и искать новые источники роста. Ведь у нас ряд отраслей оказались в зоне риска. На мой взгляд, сами по себе эти кризисы по отдельности несмертельны, однако очень плохо то, что они все сошлись в одной точке, в одной оси.