НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Директор Института экономической политики, член НСОД Каирбек Арыстанбеков поделился мнением об инициативе Главы государства касательно введения прогрессивной шкалы подоходного налогообложения, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«Инициатива Главы государства об изучении и возможном внедрении прогрессивной шкалы налогообложения в части ИПН поддерживается, в целом инициатива правильная, я считаю. Речь не идет о радикальном и быстром ее внедрении, Президент четко сказал, что ее нужно изучить с участием экспертов, потом рассмотреть на уровне Правительства, после чего принять окончательное решение. Как показывает мировая практика, есть два вида налогов – это прямые и косвенные налоги. Подоходный налог относится к прямому налогу», - сказал Каирбек Арыстанбеков в телефонном разговоре корреспонденту Казинформа.

По его словам, с точки зрения ускорения либо поддержания оптимального уровня экономического роста, в сравнении с косвенными налогами, наиболее приемлемым видом являются прямые налоги.

«В данном случае Глава государства предлагает внедрить прогрессивную шкалу налогообложения по тому виду налога, который не торпедирует ожидаемый и перспективный экономический рост. Вместе с тем, есть важное уточнение с макроэкономической точки зрения. Если анализировать структуру поступлений Единого пенсионного накопительного фонда, создается впечатление, что средняя зарплата по стране у нас примерно составляет от 60 до 80 тысяч тенге. В то же время по данным Министерства национальной экономики, средняя заработная плата по республике 204 тысячи тенге. Другими словами, мы видим, что подавляющее большинство экономических агентов, населения недостаточно выплачивает отчисления пенсионному фонду. Поэтому, прежде, чем реально внедрить это предложение, необходимо на уровне Правительства провести дополнительную проработку по обеспечению полноты пенсионных отчислений», - отметил экономист.

При этом, он внес еще одно важное уточнение – по официальной оценке, удельный вес теневой экономики составляет у нас примерно 22%.

«Но по нашей оценке, оценке независимых экспертов, удельный вес теневой экономики превышает 30%. Поэтому, нужно предварительно прогнозировать, что 30% населения могут выпадать из этой системы. Поэтому, работа, которая должна предшествовать новому виду налогообложения, это радикальное снижение удельного веса теневой экономики в стране», - подчеркнул К. Арыстанбеков.

«Есть еще один вид шкалы – пропорциональная, - продолжил член НСОД. - Если посмотреть по группе стран, по данным Всемирного банка и МВФ, в мире имеется статистическая налоговая база по 180 государствам мировой экономики. Мы видим, что именно в развитых странах, которые достигли высокого уровня экономического развития, практикуется прогрессивная шкала ИПН. То есть, то, что предлагает Президент Касым-Жомарт Токаев. Поэтому, это приветствуется. Что касается пропорционального вида отчислений налогов, данный вид налогообложения присущ менее развитым странам».

Национальный совет общественного доверия при Президенте РК становится важной диалоговой площадкой общества и государства. Совсем недавно в совете произведена ротация, готовится третье заседание. О своей работе в составе НСОД рассказал его член – директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков.

– Насколько, на Ваш взгляд, дея­тельность Нацсовета сис­темна, предметна и последовательна, есть ли там место популизму?

– В Казахстане начата реализация так называемого проекта Касым-Жомарта Токаева, основные компоненты которого сформулированы в предвыборной платформе, в Послании народу Казахстана 2019 года и в других выступлениях Главы государства. Безусловно, практическая реализация этого проекта базируется на определенных ресурсах, а именно – на консолидированной социальной поддержке Президента.

Важная составляющая – Нацио­нальный совет общественного доверия, новый консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Целью совета является выработка предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий, гражданского общества. Его деятельность отличается сис­темностью и последовательностью, нет никакого популизма.

Системность подтверждается наличием действующих 3 групп модернизации: политической, экономической и социально-правовой (культурной). Последовательность обеспечивается за счет утвержденных планов работ не только самого совета, но и работоспособных групп.

Отправной точкой является объявленный Президентом фундаментальный принцип: успешные экономические реформы невозможны без модернизации общественно-политической жизни страны. По линии НСОД реализуется концепция «слышащего государства», поддерживается и укрепляется гражданское общест­во, оно активно вовлекается в процесс обсуждения наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения.

На заседаниях совета рассмот­рен большой спектр вопросов, и они все были взяты на контроль по линии Администрации Президента.

Исходя из консолидированных решений подготовлен первый пакет реформ, который был представлен на втором заседании НСОД. Проходят процедуру согласования проекты законов о декриминализации клеветы, снижении количества членов для регистрации политических партий, введении института парламентской оппозиции, либерализации законодательства в отношении митингов. По каждой высказанной членами совета инициативе определены исполнители из числа ответственных структур, поставлены четкие сроки реализации.

Большая работа проведена в том числе по линии группы экономической модернизации НСОД. Ее членами выдвинуты около 100 серь­езных предложений и рекомендаций. Они прошли фильт­рацию и проработку в заинтересованном структурном подраз­делении Акорды. Хочу выразить слова благодарности заместителю руководителя Адми­нистрации Президента Тимуру Сулейменову за проведенную совместную работу.

– Глава государства регулярно принимает членов НСОД и выслу­шивает их позицию по тем или иным вопросам. Расскажите о Вашей недавней встрече с Президентом, что Вам удалось донести до Касым-Жомарта Токаева и какую обратную связь Вы получили?

– Исходя из протокола я планировал поднять 4–5 вопросов, однако Глава государства позволил мне озвучить все 10 имеющихся у меня вопросов, за что выражаю благодарность. Со своей стороны я отметил стратегическое видение развития страны Президентом, тонкий дипломатический подход, позитивный настрой.

Мне удалось поднять ряд актуальных вопросов укрепления национальной безопасности, экономического роста и повышения качества экономической политики, улучшения социальной и бюджетной политики, децент­рализации и диверсификации ряда государственных органов. В ходе встречи обсуждены воп­росы, касающиеся «экономических болезней» страны, которые имеют место в Казахстане, в их числе «венесуэльская болезнь». Ее суть в полной либо частичной национализации предприя­тий частного сектора (покупка акций). Юридическая природа «венесуэльской болезни» состоит в том, что после национализации сделка прекращается и приостанавливается.

Однако в Казахстане упомянутая болезнь получила свое продолжение, то есть национализированные предприятия повторно включены в перечень приватизируемых компаний. Удивление вызывает тот факт, что эти сделки были оформлены разными правовыми актами: национализация – решением совета директоров квазигосударственного сектора, приватизация – постановлением Правительства. При этом в ходе национализации государство потратило более внушительную сумму, нежели поступления от приватизации этих предприятий.

Поскольку мы пошли дальше, чем Венесуэла, то впервые в истории страны у Президента я презентовал новую «экономическую болезнь» Великой степи. Речь идет о «казахской экономической болезни».

– Какие, по-Вашему, меры необходимы для реализации ответственной экономической политики в Казахстане?

– Учитывая, что ежегодные темпы роста мировой экономики на уровне 3–4%, Казахстану крайне важно достичь темпов роста ВВП не менее 7,2% (чтобы удвоить
объем экономики за 10 лет). Как вы знаете, удвоение ВВП приводит к росту заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в 2–3 раза.

Другими словами, недостаточный рост ВВП замедляет процесс вхождения Казахстана в число 30 развитых стран мира. На мой взгляд, главная причина в том, что Казахстан начиная с 2014 года продолжает оставаться в ловушке медленного роста. Поэтому стратегической задачей является ускоренный выход страны из этой ловушки.

Для этого необходимо разработать и реализовать более амбициозную и ответственную экономическую политику. Во-первых, сформированная за многие годы модель экономического развития страны требует коррекции. Действующая модель ориентирована на медленный рост ВВП и в значительной степени зависит от мировых цен на нефть и другие экспортно-сырьевые товары.

Во-вторых, ныне действующая государственная нагрузка на экономику республики продолжает сдерживать темпы экономического роста. Нам необходимо определить оптимальный уровень государственной нагрузки, позволяющий ускорить экономическое развитие страны.

В-третьих, в экономике образовались оси неравновесия, мешаю­щие эффективному развитию: нагрузка сектора торговли на обрабатывающую промышленность, нагрузка сектора социальных услуг на госбюджет, дисбаланс цен между экспортным и внутренне ориентированным секторами экономики. Наш институт предварительно проработал ряд мер, направленных на решение вопросов неравновесия.

В-четвертых, целесообразно внести изменения в проводимую «экспансионистскую» бюджетную политику с точки зрения достижения высоких темпов рос­та ВВП. Анализ базовых опций госбюджета свидетельствует, что ряд его макроэкономических составляющих не соответствует интересам обеспечения необходимого уровня экономического развития.

Кроме того, разрабатываемая Министерством национальной экономики РК, реализуемая Правительством и ежегодно утверж­даемая Парламентом страны бюджетная политика не отвечает на главный экономический вызов страны – «голландская болезнь». В период роста цен на нефть, чтобы достичь профицита бюджета, мы утвердили его дефицит в сумме 1,5% ВВП. Вмес­то сдерживания непроцентных расходов начали их наращивать, а вместо того чтобы сократить размеры трансферта из Нацфонда, мы их увеличили до 3,5 триллиона тенге.

В-пятых, сохраняется ряд нерешенных проблем в сфере верховенства права. Результаты исследования показывают, что между ВВП и верховенством права имеется статистическая связь. Уровень экономического развития государства находится в зависимости от уровня (индекса) верховенства права.

Если учесть, что на темпы рос­та ВВП влияют и другие факторы, то вклад верховенства права в достижение желаемых темпов роста ВВП может составить до 30%, остальные 70% – качество экономической политики Правительства.

Гости поднимали вопросы влияния судебной системы на развитие экономики республики, в частности, рассмотрения земельных, корпоративных и финансовых споров.

Председатель Верховного Суда Жакип Асанов принял представителей Национального совета общественного доверия при Президенте (экономический блок) - Мухтара Тайжана, Ораза Джандосова, Азаматхана Амиртаева, Болата Палымбетова, Каирбека Арыстанбекова, Арманжана Байтасова и Багдата Мусина, сообщает Zakon.kz.

Во встрече также приняли участие председатели судебных коллегий Верховного Суда и руководство Департамента по обеспечению деятельности судов.

Гости ознакомились с предварительными результатами реализации программы "7 камней правосудия", законодательными инициативами Верховного Суда, а также деятельностью Комиссии по качеству правосудия.

Ж.Асанов, выступая, подчеркнул нацеленность высшего судебного органа на конструктивный диалог с представителями Нацсовета для повышения доверия к судам и обеспечения верховенства права. Спикером отмечены основополагающие принципы правосудия, отбора и оценки судейских кадров, укрепление независимости и беспристрастности судей.

Гости поднимали вопросы влияния судебной системы на развитие экономики республики, в частности, рассмотрения земельных, корпоративных и финансовых споров. На каждые их вопросы даны исчерпывающие ответы.

Стороны договорились о выработке решений по проблемным вопросам путем их обсуждения и внесения поправок в соответствующие Нормативные постановления Верховного Суда.

zakon.kz

В соответствии с подпунктом 20) статьи 44 Конституции Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемые:

1) Положение о Национальном совете общественного доверия при Президенте Республики Казахстан;

2) Состав Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан.

2. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

 

Президент
Республики Казахстан К.Токаев

 

Нур-Султан, Акорда, 17 июля 2019 года

№ 63

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Республики Казахстан
от   17 июля 2019 года

№  63  

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Национальном совете общественного доверия

при Президенте Республики Казахстан

 

 

1. Общие положения

1. Национальный совет общественного доверия при Президенте Республики Казахстан (далее – Национальный совет) является консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан.

2. Основной целью деятельности Национального совета является выработка предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий, гражданского общества.

3. Национальный совет руководствуется в своей деятельности Конституцией, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим положением.

 

2. Основные задачи Национального совета

4. Основными задачами Национального совета являются:

проведение общественной экспертизы проектов концепций, государственных программ и нормативных правовых актов;

рассмотрение значимых стратегических проблем с учетом мнения общественности и гражданского общества;

обеспечение конструктивного диалога между представителями общественности, политических партий, неправительственного сектора и государственных органов;

осуществление иной деятельности в рамках своей компетенции, не противоречащей законодательству Республики Казахстан.

 

3. Состав Национального совета

5. Национальный совет состоит из председателя Национального совета, его заместителя, членов и секретаря.

6. Председателем Национального совета (далее – Председатель) является Президент Республики Казахстан.

7. Председатель:

осуществляет общее руководство деятельностью Национального совета;

определяет место и время проведения заседаний Национального совета;

дает поручения заместителю председателя, членам и секретарю Национального совета.

8. Состав Национального совета формируется из числа известных государственных и общественных деятелей, представителей политических партий, неправительственного сектора.

Руководитель Администрации Президента Республики Казахстан, Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана входят в состав Национального совета по должности.

По решению Председателя в Национальный совет могут быть включены представители общественных советов республиканского и местного уровней, а также иные лица.

9. Решениями Национального совета могут создаваться рабочие группы по отдельным сферам развития общества.

Рабочие группы формируются из состава Национального совета.

10. Члены Национального совета вправе:

вносить предложения по плану работы Национального совета, повестке дня его заседаний и порядку обсуждения вопросов;

участвовать в подготовке материалов к заседаниям Национального совета, проектов его решений;

принимать участие в обсуждении и разъяснении вопросов в обществе, рассматриваемых на заседании Национального совета.

Члены Национального совета не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.

Члены Национального совета имеют подписанные Главой государства удостоверения члена Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан.

11. Секретарь Национального совета:

обеспечивает разработку проекта плана работы Национального совета;

формирует проект повестки дня его заседаний;

организует подготовку материалов к заседаниям Национального совета, а также проектов протокольных решений;

оповещает членов Национального совета о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания Национального совета, своевременно обеспечивает их необходимыми материалами;

привлекает в установленном порядке для осуществления отдельных видов работ экспертов, ученых и специалистов;

проводит выездные консультативные совещания в регионах;

осуществляет иные полномочия по поручениям Председателя.

 

4. Организация деятельности Национального совета

12. Заседания Национального совета проводятся по мере необходимости, но не реже трех раз в год.

Заседания Национального совета подразделяются на общие пленарные и тематические. 

Заседание Национального совета является правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа его членов.

13. Решения Национального совета принимаются на заседании путем голосования большинством голосов от общего числа его членов, присутствующих на заседании. 

При равенстве голосов участников заседания голос Председателя является решающим. 

Председатель по своему усмотрению вправе устанавливать по отдельным вопросам иной порядок принятия решений.

14. Решения Национального совета оформляются протоколом, который подписывает Председатель.

15. Государственные органы, а также общественные объединения, получившие рекомендации Национального совета, рассматривают их и уведомляют Национальный совет о принятых решениях в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

16. Обсуждаемые Национальным советом актуальные вопросы государственной политики и принятые на заседаниях Национального совета решения доводятся до сведения общественности через средства массовой информации, а также размещаются в сети Интернет.

17. На заседания Национального совета по решению Председателя могут приглашаться должностные лица, не являющиеся членами Национального совета, а также представители общественных организаций, средств массовой информации.

 

5. Обеспечение деятельности Национального совета

18. Рабочим органом Национального совета является соответствующее структурное подразделение Администрации Президента Республики Казахстан.

19. Рабочий орган Национального совета:

осуществляет информационно-аналитическое обеспечение деятельности Национального совета;

запрашивает и получает от государственных органов и организаций  информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных задач;

осуществляет координацию деятельности рабочих групп;

осуществляет контроль за ходом выполнения принятых Национальным советом решений;

осуществляет иные полномочия, необходимые для обеспечения деятельности Национального совета.

 

________________________

 

 

 

            УТВЕРЖДЕН

                   Указом Президента
           Республики Казахстан
         от ­­  17   июля 2019 года

      №   63 

 

 

СОСТАВ

Национального совета общественного доверия

при Президенте Республики Казахстан

 

 

Токаев

Касым-Жомарт Кемелевич

 

 - 

Президент Республики Казахстан, председатель

Кушербаев

Крымбек Елеуович

 

Руководитель Администрации Президента Республики Казахстан, заместитель председателя

Карин

Ерлан Тынымбайулы

 

советник Президента Республики Казахстан, секретарь

 

члены Национального совета:

Арыстанбеков

Каирбек Тулендиевич

 

 –

    
президент Института экономической политики (по согласованию)

Ахметбеков

Жамбыл Аужанович

 

депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан (по согласованию)

Абдыгалиулы

Берик

 

руководитель научно-методического центра «Архив-2025» Национального архива Республики Казахстан (по согласованию)

Абенов

Мурат Абдуламитович

 

общественный деятель, президент Национальной палаты образования и инноваций «Серпін»  (по согласованию)

Амиртаев

Азаматхан Сайлауович

 

президент Республиканского общественного объединения «Экологический альянс «Байтақ болашақ» (по согласованию)

Ашимбаев

Данияр Рахманович

 

общественный деятель, политолог (по согласованию)

Байтасов

Арманжан Мерекеевич

 

соучредитель Медиасоюза Казахстана (по согласованию)

Бухарбай

Бахытжан

 

общественный деятель, участник акции «Мен ояндым» (по согласованию)

Дорофеев

Михаил Викторович

 

журналист, главный редактор мультимедийного информационно-аналитического портала «Informburo.kz» (по согласованию)

Еспаева

Дания Мадиевна

 

депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан (по согласованию)

Жандосов

Ораз Алиевич

 

директор Центра экономического анализа «Ракурс» (по согласованию)

Жолдыбайулы

Кайрат

 

общественный деятель, религиовед (по согласованию)

Жумалы

Расул

 

общественный деятель, политолог (по согласованию)

Илеуова

Гульмира Токшалыковна

 

социолог, руководитель Общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» (по согласованию)

Иса

Казыбек Жарылкасынулы

 

общественный деятель, президент товарищества с ограниченной ответственностью «Қазақ үні» (по согласованию)

Кенжеханулы

Рауан

 

исполнительный директор Общественного фонда «Национальное бюро переводов» (по согласованию)

Калиев

Талгат Бегимович

 

директор научно-исследовательского центра «Молодежь» (по согласованию)

Кожахметов

Асылбек Базарбаевич

 

президент Объединения юридических лиц «Гражданский альянс Казахстана» (по согласованию)

Кожык

Жанибек

 

общественный деятель (по согласованию)

Куат

Даурен

 

журналист, главный редактор газеты «Қазақ әдебиеті» (по согласованию)

Куттыкадам

Сейдахмет Рыскожаулы

 

общественный деятель (по согласованию)

Мусин

Багдат Батырбекович

 

предприниматель, IT-специалист (по согласованию)

Мукибек

Ауыт

 

общественный деятель, консультант республиканской общественной приемной партии «Nur Otan» (по согласованию) 

Мырзахметов

Аблай Исабекович

 

председатель правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (по согласованию)

Нурбек

Саясат

 

политолог,  руководитель образовательных проектов «BTS Digital» (по согласованию) 

Нуров

Канат Ильич

 

президент Алматинской высшей школы управления и научно-образовательного фонда «Аспандау» (по согласованию)

Умарова

Айман Муратовна

 

адвокат, соучредитель Общественного фонда «Правозащитники» (по согласованию)

Орынбек

Айгуль

 

правозащитный деятель  (по согласованию)

Ошакбаев

Рахим Сакенович

 

директор Центра прикладных исследований «Талап», член Политсовета партии «Nur Otan» (по согласованию)

Рахимбеков

Толеутай Сатаевич

 

Председатель правления некоммерческого акционерного общества «Национальный аграрный научно-образовательный центр»   (по согласованию)

Садырбай

Асхат Муратович

 

лидер молодежного движения «Team Qazaqstan» (по согласованию)

Саиров

Ерлан Бияхметович

 

заместитель председателя Федерации профсоюзов Республики Казахстан (по согласованию)

Сарым

Айдос Амироллаевич

общественный деятель, политолог (по согласованию)

 

 

 

Споткай

Максим Александрович

 

член Ассамблеи народа Казахстана, лидер республиканского молодежного движения «Жаңғыру жолы» (по согласованию)

Тайжан

Мухтар Болатханулы

 

общественный деятель, кандидат экономических наук (по согласованию)

Турмагамбетова

Жемис Утегеновна

 

исполнительный директор Общественного фонда «Хартия за права человека» (по согласованию)

Турсынов

Ермек Каримжанович

 

председатель Союза кинематографистов Казахстана, режиссер (по согласованию)

Тлеухан

Бекболат Канайулы

 

депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, общественный деятель (по согласованию)

Чеботарев

Андрей Евгеньевич

 

директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» (по согласованию)

Шибутов

Марат Максумович

 

председатель Попечительского совета Общественного фонда «Транспаренси Казахстан» (по согласованию) 

Шураев

Арман Тулегенович

 

председатель Попечительского совета Фонда развития «Қазақстан барысы» (по согласованию)

Директор Института экономической политики РК Каирбек Арыстанбеков перечислил необходимые для этого шаги

Как выйти из ловушки недоразвития экономики

Общая экономическая ситуация в Казахстане стабильная, утверждают представители экономического блока правительства. Уже сделано несколько заявлений о необходимости повышения прогноза по росту экономики, однако, несмотря на это, даже официальная статистика продолжает фиксировать падение реальных доходов населения. Токсичным можно назвать и положение финансового сектора, особенно в банковской сфере. Можно ли перезагрузить казахстанскую экономику, какие механизмы для этого существуют, окажут ли положительный эффект снижение фискальной нагрузки и запуск недавно озвученных социальных инициатив. Об этом «Капитал.kz» поговорил с директором Института экономической политики РК Каирбеком Арыстанбековым.

Социально-экономические ножницы

Безусловно, наблюдается оживление экономики, улучшение ряда макроэкономических показателей страны. Между тем по итогам 2017 года в Казахстане впервые появились так называемые «социально-экономические ножницы» правительства Бакытжана Сагинтаева. Их суть заключается в том, что в зарубежных странах и в странах с рыночной экономикой при достижении экономического роста происходит «однонаправленное» движение основных макропоказателей. Например, если есть прирост ВВП, то растет и занятость населения, параметры заработной платы и т. д. Вопреки распространенным представлениям, в 2015—2017 годы в Казахстане наблюдалось на редкость разнонаправленное движение базовых макропоказателей. И это заметно при оценке ВВП и среднедушевого денежного дохода населения. Так, при росте ВВП у нас одновременно продолжает падать уровень заработной платы в реальном выражении. Такое разнонаправленное движение происходило только в бывшем СССР.

На мой взгляд, выход экономики из кризисных тенденций обеспечен, а выход «социалки» из кризисного кругооборота — все еще нет.

Кругооборот проблем в Казахстане

Предварительные результаты социально-экономического анализа позволяют выявить следующие негативные явления в социальной сфере.

Первое: несоответствие жизненно важных социальных стандартов уровню экономического развития. В соответствии с бюджетным законодательством прожиточный минимум составляет около 28 тыс. тенге. Прожиточный минимум определяется правительством на основании расчета потребительской корзины. В состав потребительской корзины Казахстана входит всего 43 наименования товаров и услуг, в то время как в странах с низким уровнем душевого ВВП этот показатель значительно больше: в Грузии — 288, в Украине — 296. В соседней России — 156.

Второе: социальная деградация определенных слоев населения. В Казахстане образовалась сфера застойной бедности, охватившая ряд регионов, моногородов, сельских территорий, а также зону самозанятости населения. Вопрос даже не в низких доходах и случайных заработках, а в отсутствии перспективы, вертикальной мобильности. При существующей ресурсной базе мобильность не появится даже с учетом компенсаторов — программ ДКБ-2020, «Занятость-2020», «Агробизнес-2020» и других. Последствия — эмиграция граждан за рубеж, маргинализация общества. Часть людей, которые не хотят смириться с этим уделом, уходят в религиозный экстремизм или в криминал.

Третье: состояние преступности с участием безработных. Так, по информации генпрокуратуры, за 2013−2017 годы по стране ежегодно выявляются в среднем 85−95 тыс. лиц, совершивших преступления. Среди них около 75−80% - это трудоспособные безработные.

Четвертое: формирование «полицейско-силовой» модели государства. Несмотря на принимаемые меры по реформированию правоохранительной службы, Казахстан продолжает оставаться в первой двадцатке стран мира по количеству полицейских (на 100 тыс. человек). Меры по вхождению республики в число 30 развитых стран в экономике должны сопровождаться реформами правоохранительных органов.

Пятое: уход ряда финансово-промышленных и транснациональных компаний из сферы национального и юридического контроля. В сырьевых и энергетических секторах продолжается процесс транснационализации экономики. Это может привести к монопольному использованию и неэффективному перераспределению ключевых экономических ресурсов. Их уход из госконтроля подтверждается тем, что незаконная утечка капиталов из страны идет, прежде всего, в офшорные зоны.

С другой стороны, в 2017 году около 18 компаний незаконно удерживали за пределами страны $12,5 млрд за рубежом. Это противоречит валютному законодательству страны и дестабилизирует состояние платежного баланса. В их числе «КазМунайГаз» ($3 млрд), РД «КазМунайГаз» ($2 млрд), «Азиатский газопровод» (свыше $1 млрд) и т. д. Причем это официально озвучено главой государства.

Шестое: в силу нехватки ресурсов и разнонаправленного движения макропоказателей подавляющее большинство населения вынуждено постоянно обращаться в коммерческие банки за кредитами. Результат — образование токсичных активов и регулярная их чистка(выкуп) за счет средств Национального фонда.

Необходимо разорвать этот замкнутый круг и обеспечить своевременный выход страны из «ловушки недоразвития».

Дилемма Нацбанка

Я считаю, что денежная власть Казахстана оказалась перед сложной дилеммой: управление и подавление инфляционных процессов — с одной стороны, и достижение высоких темпов экономического роста — с другой. Для обеспечения роста ВВП крайне важно поднять уровень кредитования в экономике, однако эта задача становится частично выполнимой, в том числе из-за необходимости массированного изъятия денег регулятором из оборота. По нашей оценке, львиная доля свободных средств сосредоточена в ценных бумагах Минфина, свыше 7 трлн тенге, и различных нотах Нацбанка, около 13 трлн тенге. Кроме того, этот тренд сопровождается неэффективной работой фондового рынка страны. Иными словами, то, что отметили, — это состояние и картина денежного предложения.

Теперь обратим внимание на денежный спрос в экономике. Несмотря на то, что банковский сектор получает господдержку длительное время по двум каналам — низкая ставка налогообложения и выкуп токсичных активов Нацфондом, — он не стал главным источником инвестиций для экономики. К примеру, по оценке НПП РК, свыше 1,1 млн предпринимателей все еще нуждаются в реальном кредитовании.

Рецессии в промышленности нет

По данным Бюро экономического анализа США, под рецессией понимается падение или снижение показателей промышленности в течение 6 месяцев подряд. Что касается нашей страны, такое явление пока не наблюдается. Это означает, что рецессии в промышленности нет.

Не совсем рыночная экономика

Инициатива по значительному сокращению фискальной нагрузки для уязвимых слоев населения правильная и своевременная. Однако наши проблемы лежат в другой плоскости: не работают и нарушаются базовые принципы рыночной экономики. К примеру, налоги не должны подавлять экономическую деятельность, но в Казахстане высокий уровень теневой экономики — свыше 23% к ВВП; законы должны соблюдать все субъекты, но продолжается незаконный отток капиталов из страны; все субъекты должны находиться в одном правовом режиме, но объем льгот, предоставленных отдельным субъектам, достигает 1 трлн тенге; право собственности священно, но у нас все еще происходит рейдерство; частная собственность лучше, чем государственная, но удельный вес госпредпринимательства превосходит аналогичный показатель в других странах, активы квазигоссектора достигают 45% ВВП; раздача незаработанных денег аморальна и разрушительна, но из-за налогово-бюджетной политики мы создали две группы регионов: регионы без экономической мотивации и регионы-иждивенцы.

Как перейти от стратегий к результатам?

Когда обсуждался проект стратегии «Казахстан-2025», в нем участвовали околоправительственные и приправительственные организации, а также аффилированные эксперты. К примеру, мы не были приглашены для обсуждения проекта этой стратегии. Тем не менее после нескольких раундов обсуждений стратегия была одобрена и утверждена. На мой взгляд, неважно, как прописана стратегия, важно, как достичь поставленных целей и индикаторов. Известно, что она будет реализована за счет инструментов системы госпланирования. Однако опыт за 2010−2017 годы показал, что в этой системе есть ряд нерешенных проблем:

— во-первых, слабо взаимоувязаны системы экономического, стратегического и бюджетного планирования, не завершен процесс внедрения бюджетирования, ориентированного на результат;

— во-вторых, первоочередные шаги и меры, предусмотренные в программных документах, не получают должного отражения в стратегических планах госорганов;

— в-третьих, отдельные компоненты стратплана (например, функциональные возможности, управление рисками) все еще носят формальный характер;

— в-четвертых, действующая система внутреннего финансового контроля не отвечает требованиям международной практики. Там она предусматривает предупреждение и профилактику нарушений вместо выявления и наказания за допущенные нарушения.

Другими словами, сначала нам надо четко разобраться с инструментами и механизмами достижения поставленных целей, ясно проработать систему госпланирования.

Источник https://kapital.kz

По предварительной официальной оценке, в январе-сентябре 2016 рост ВВП составил 0,4% к соответствующему периоду 2015. Но отражает ли действительность этот показатель?

При ВВП в 0,4% производство товаров увеличилось на 0,2%, услуг – на 0,4%. Об этом в ходе недавнего заседания правительства сообщил министр национальной экономики

По словам Куандыка Бишимбаева, основной вклад в рост экономики внесло увеличение выпуска в строительстве - рост составил 6,9%; в сельском хозяйстве - рост составил 4,9%; в транспортной сфере - рост на 4%, в обрабатывающей промышленности - рост на 0,6%.

Принципиально важно то, что именно эти сведения положены в основу отчета министра в ходе его встречи с главой государства, публичного выступления перед депутатами парламента и на заседании правительства.

Поскольку реальные показатели социально-экономического развития страны напрямую влияют на благосостояние населения, социальное самочувствие граждан, позволяют выработать параметры ответственной экономической политики, мы проверили реальность достигнутых результатов, сопоставляя их с зарубежным опытом.

Итоги анализа Института экономической политики отличающиеся от официальных данных экономических властей страны.

Отличия обнаружены в следующих направлениях и методах измерения ВВП.

Первое. Основным методом измерения ВВП является его оценка с помощью базовых отраслей экономики.

Краткосрочный экономический индикатор включает динамику развития 6 ключевых отраслей (январь-сентябрь 2016 к январю-сентябрю 2015):

- промышленность - 98%;

- сельское хозяйство - 104,9%;

- строительство - 106,9%;

- торговля - 97,3%;

- транспорт – 104%;

- связь - 96,9%.

Как видно из представленных сведений МНЭ РК, впечатляющий рост продемонстрировали 3 из 6отраслей: сельское хозяйство - 104,9%; строительство - 106,9%; транспорт – 104%.

Чтобы оценить реальный вклад указанных трех отраслей в ВВП, прежде всего, следует определить их удельный вес в национальной экономике.

Пользуясь методом производства ВВП, а также на базе СНС (системы национальных счетов), можно сделать вывод о том, что по итогам первого полугодия 2016 удельный вес сельского хозяйства в ВВП составил 2,4%; строительства – 5,1%; транспорта и складирования – 8,3%.

Получается, что суммарный удельный вес трех отраслей в экономике составил всего 15,8%.

Что касается оставшихся трех отраслей, по которым рост не наблюдался, их удельный вес в ВВП составил: промышленность - 27,6%; торговля - 15,8%; связь и информация - 1,8%.

Таким образом, объединенный удельный вес указанных отраслей в ВВП превышает 45,2%, то есть, больше в 2,8 раза.

Поэтому при оценке роста экономики важную роль играет удельный вес отраслей в ВВП, где произошло заметное снижение их производства.

В этой связи возникает вопрос: почему совокупный рост трех отраслей, удельный вес которых составляет 15,8% ВВП, стал больше, чем совокупное снижение других трех отраслей, удельный вес которых достигает 45,2% ВВП?

Учитывая, что в небольших секторах (к примеру, в образовании, здравоохранении, госуправлении и т.д.), одновременный рост не наблюдался, это дает основание усомниться в правительственной оценке о росте ВВП в размере 0,4%.

Второе. Другим критерием оценки корректности полученных данных является проверка ряда макроэкономических показателей на региональном уровне.

Согласно информации Комитета по статистике №37-5/372от 13 октября 2016, в январе-сентябре 2016 по сравнению с аналогичным периодом 2015 снижение объемов производства наблюдалось в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской областях и г.Алматы.

Таблица 1.

Регионы и город

Удельный вес ВРП  отдельных регионов в ВВП 2015 год

(в%)

Актюбинская

4,34

Атырауская

10,31

Западно-Казахстанская

4,18

Костанайская

3,37

Кызылординская

2,85

Мангистауская

5,19

Алматы

22,26

Итого

52,5

Увеличение зафиксировано в 9 регионах республики. (см. первый рисунок). Также на базе данных Комитета по статистике, мы определили удельный вес ВРП регионов, которые по объему производства за отчетный период показали отрицательный результат. Как видно из таблицы 1, их суммарная доля в ВВП превышает 52,5%.

Доля 9 регионов, достигших положительный результат по объему производства, составил менее 50% ВВП, точнее - 47,5% ВВП.

Следовательно, по данному критерию также существует веская причина усомниться в правительственной оценке о росте ВВП на 0,4%.

Третье. Следующий уровень проверки достоверности значения экономического роста - международное сопоставление.

Институт экономической политики проанализировал ряд статистических данных ООН, ВБ и МВФ.

Поскольку по итогам 9 месяцев 2016 объем промышленности Казахстана упал на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2015, мы постараемся ответить на вопрос: каков уровень снижения (либо повышения) ВВП при аналогичных параметрах снижения объема промышленности за рубежом?

Таблица 2. Зависимость темпов падения ВВП от темпов снижения промышленности (1991 год)

Страна

Темпы снижения промышленности, в %

Темпы падения ВВП, в %

1

Алжир

1,1

1,2

2

Австрия

0,8

0,4

3

Багамы

2,8

4,2

4

Бразилия

4,2

0,2

5

Камерун

6,6

3,8

6

Каморы

3,3

5,4

7

Доминиканская

Республика

2,3

1

8

Фиджи

1,6

2,7

9

Гвинея

0,9

2,8

10

Иордания

1,1

3,4

11

Казахстан

2,7

11

12

Мадагаскар

0,4

6,3

13

Мавритания

0,5

1

14

Новая Зеландия

4,4

5,8

15

Филиппины

2,7

3

16

РФ

7,3

5

17

Южная Африка

3,5

3

18

Швеция

2,7

1,1

19

Замбия

1,2

2,6

20

Англия

4,5

2,3

Источник: World Development Indicators. 1991. WorldBank. Worldwide Governance Indicators.

Чтобы исключить возможные ошибки, мы составили две таблицы (показатели 1991 и 2014 годов). Как видно из представленных сведений, при снижении промышленности одновременно падает и ВВП. С другой стороны, рост промышленности сопровождается ростом ВВП.

Таблица 3. Зависимость темпов падения ВВП от темпов снижения промышленности (2014 год)

Страны

Темпы снижения промышленности, в %

Темпы падения ВВП, в %

1

Аргентина

3,5

2,6

2

Азербайджан

1,7

0,7

3

Белиз

0,1

0,8

4

Бразилия

0,9

0,8

5

Кипр

8,9

2,5

6

Каморы

0,6

0,4

7

Финляндия

2,1

1,1

8

Франция

0,9

0,5

9

Гвинея

3,5

2,3

10

Италия

1,5

1,3

11

Кувейт

1,3

1,6

12

Нидерланды

1

0,6

13

Сербия

6,4

1,8

14

Ю.Африка

0,1

0,1

Источник: World Economic Outlook October 2015 IMF. Government Finance Statistics Yearbook, 2014.

Между тем, исключением могут быть страны, где доля услуг в ВВП достигает 70-80%. При таких соотношениях снижение темпов промышленности может быть нивелировано значительным ростом секторов услуг. Однако в Казахстане данный показатель составляет всего 58,5% ВВП.

Иными словами, международное сопоставление зависимости ВВП от промышленности также подтверждает наши выводы о том, что правительственная оценка о росте ВВП на 0,4% не соответствует действительности.

Четвертое. Одним из инструментов оценки реального роста ВВП выступает эконометрический анализ.

С помощью регрессионного анализа и на базе статистических данных 150 стран мировой экономики определена устойчивая зависимость темпов роста (либо снижения) ВВП от темпов роста (либо снижения) промышленности.

Так, снижение темпов промышленности служат основой для снижения темпов экономического роста.

Как видно из рисунка, при проведении эконометрического анализа коэффициент корреляции становится достаточно высоким, а результаты регрессионного уравнения статистически значимыми.

Таким образом, результаты регрессионного анализа также опровергают официальные данные экономических властей Казахстана, поскольку промышленность показала отрицательный результат.

Пятое. Важным направлением оценки достоверности значения экономического роста может стать измерение ВВП по расходам.

Чтобы его измерить, необходимо суммировать все виды расходов, направленных на создание конечного продукта или услуги:

ВВП=ПР (потребительские расходы) + ИР (инвестиционные расходы частного сектора) + РГ (расходы государства) + ЧЭ (чистый экспорт).

1. Личные потребительские расходы – включают расходы домашних хозяйств на предметы потребления длительного пользования, на товары текущего потребления, потребительские расходы на услуги.

2. Инвестиционные расходы бизнеса – все конечные покупки машин и оборудования, всё строительство, изменение запасов.

3. Государственные запасы товаров и услуг – включает все государственные расходы на конечную продукцию предприятий, на все закупки ресурсов.

4. Чистый экспорт – представляет собой величину, на которую зарубежные расходы на казахстанские товары и услуги превышают казахстанские затраты на иностранные товары и услуги.

Теперь обратим внимание на индикаторы раннего предупреждения касательно ПР, ИР, РГ и ЧЭ.

Величина потребительского расхода определяется, в первую очередь, за счет торговли. Как уже было отмечено, за отчетный период торговля в Казахстане также упала на 2,7%.

К примеру, объем оптовой торговли за январь-сентябрь 2016 составил 12 496,4 млрд тенге или 96,3% к уровню соответствующего периода 2015.

Показатель инвестиционных расходов частного сектора также снизился с 30% к ВВП в период 2001-2007 до 4-6% ВВП за 9 месяцев 2016. Об этом подтвердил министр национальной экономики страны.

Что касается чистого экспорта, то его величина определяется, прежде всего, показателем торгового баланса страны (мы исключили дефицит по балансу услуг). 

Внешнеторговый оборот Казахстана в январе-августе 2016 составил $38 406,6 млн и по сравнению с январем-августом 2015 уменьшился на 27,9%. При этом экспорт упал до отметки $22 982,1 млн(на 28,6% меньше), импорт на $15 424,5 млн (на 27% меньше).

Для сведения: за первое полугодие 2016 профицит торгового баланса сократился на 39,4% до $4,6 млрд ($7,6 млрд в 1 полугодии 2015).

Это означает, что за отчетный период ухудшился, в том числе показатель чистого экспорта Казахстана.

Другими словами, при измерении ВВП по расходам, по крайней мере, по трем базовым компонентам из четырех, отчетливо видно отсутствие экономического роста в республике.

Фальсифицирован ли ВВП Казахстана?

Проверить качество расчетов ВВП можно несколькими путями: непосредственно пересчитать показатель по первичным данным; рассчитать его на основании данных других государственных органов; сопоставить темпы роста ВВП с динамикой других показателей.

К примеру, согласно подходам Евростата, качество данных обеспечивается качеством процесса их сбора и обработки.

Между тем, одним из центральных и в тоже время косвенных способов измерения реального ВВП является уровень потребления электроэнергией.

Существует взаимосвязь между потреблением электроэнергии и экономическим ростом.

В ряде исследований, проведенных в 74 странах мира, установлено, что для 23% стран справедлива гипотеза зависимости роста ВВП от энергопотребления, для 28% других стран - гипотеза зависимости роста энергопотребления от роста ВВП. Еще для 18% стран данные подтвердили справедливость гипотезы перекрестного влияния.

Таблица 4                                                                                   

 

Наименование

 

Объем, млн. кВт*ч

 

Отклонение 2016/2015

1 кв.

2 кв.

6 мес.

2016

6 мес.

2015

млн. кВт*ч

%

Производство электроэнергии в целом по Казахстану

24590.6

21451.5

46042.1

45947.2

94.9

0.2%

Потребление электроэнергии в целом по Казахстану

24515.2

20701.5

45216.7

45757.3

-540.6

-1%

В том числе по зонам:

 

 

 

 

 

 

-          Северная зона

16429.3

13879.0

30308.3

30644.4

-336.1

-1%

-          Южная зона

5075.9

4236.7

9312.6

9527.2

-214.6

-2%

-          Западная зона

3010.0

2585.8

5595.8

5585.7

10.1

0%

Сальдо Республики

-75.4

-750.0

-825.4

-189.9

 

 

в т.ч. Казахстан - Россия

-70.7

-616.9

-687.6

210.8

 

 

Казахстан – Центральная Азия

-4.7

-133.1

-137.8

-400.7

 

 

Источник: Казахстанская компания по управлению электрическими сетями «КЕГОК», АО "Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности".

Баланс электроэнергии в разрезе трех основных энергетических зон и в целом по Казахстану за 6 месяцев 2016 в сравнении с аналогичным периодом 2015 приведен в таблице 4.

Так, за первое полугодие 2016 потребление электроэнергии в Казахстане составило 45 216,7 млн кВт*ч, что на 540,6 млн кВт*ч (или на 1%) меньше потребления электроэнергии на аналогичный период 2015.

В то же время, в первом полугодии 2016 темпы роста экономики Казахстана, наоборот, составили 0,1%.

С учетом вышеизложенного, а также сопоставляя имеющиеся данные потребления электроэнергии, можно сделать вывод о том, что степень ВВП по итогам 9 месяцев 2016 могла составить 1% ВВП.

Иными словами, в январе-сентябре 2016 реальный показатель ВВП составил 99,4% к соответствующему периоду 2015, то есть, в реальном выражении ВВП Казахстана за отчетный период снизился на 0,6%.

Выводы

Принимая во внимание вышеуказанное, можно сделать следующие промежуточные выводы и заключения.

Во-первых, на наш взгляд, заслушанные и одобренные на заседании правительства итоги социально-экономического развития страны за 9 месяцев 2016 не соответствуют действительности.

Во-вторых, мы считаем, ряд макроэкономических показателей страны не соответствуют действительности, а, значит, базовые параметры проводимой правительством экономической политики далеки от реальной ситуации.

В-третьих, доложенные главе государства и парламенту страны основные итоги социально-экономического развития страны за отчетный период следуют скорректировать и доработать.

В-четвертых, необходимо пересмотреть Систему государственного планирования, стратегические планы государственных органов и иные документы.

В-пятых, внести соответствующее изменение и дополнение в действующий Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на среднесрочную перспективу.

В-шестых, Комитет по статистике следует вывести из состава Министерства национальной экономики и предоставить Комитету определенную независимость.

В-седьмых, 25-летие независимости Казахстана надо встретить достойно и желательно – с реальными цифрами.

Простой, но эффективный рецепт ускорения экономического роста в Казахстане высказал сегодня в сенате парламента доктор экономических наук Каирбек Арыстанбеков. Выступая на круглом столе, посвященном вопросам госслужбы, он предложил сократить чиновничий аппарат, свести к минимуму участие бюджетных предприятий во всех секторах промышленности, сообщает LS.

Анализ международного опыта и казахстанской статистики показывает, что между размером государства и экономическим ростом есть устойчивая связь. Под размерами государства эксперт подразумевает не территорию страны и не численность населения, а удельный вес людей, занятых на государственной службе, плюс объемы продукции государственных и квазигосударственных предприятий по отношению к ВВП.

"По данным Минэкономики, у нас расходы госсектора составляют примерно 22% к валовому внутреннему продукту. Учитывая, что у нас есть еще и квазигосударственный сектор в лице "Самрук-Казыны" и другие внебюджетные фонды, по нашим оценкам, размеры государства сейчас в Казахстане достигают 30% к ВВП. При этом у нас еще 20-25% экономики находится в тени. Другими словами, падение темпов экономического роста, на наш взгляд, объясняется не только снижением цен на экспортные товары, но в том числе и увеличением размера государства", - подчеркнул Арыстанбеков.

Эксперт предложил поэтапно снижать размеры государства и сконцентрироваться на индустриально-инновационной программе. В противном случае он прогнозирует в долгосрочной перспективе ухудшение экономической ситуации. И в этом случае стране не смогут помочь даже крупные нефтяные проекты, уверен специалист.  

"Вопреки распространенным представлениям экспортеры нефти по темпам экономического роста в тренде проигрывают странам, которые импортируют нефть. Поэтому то, что мы запускаем Кашаган, - это хорошо, но с точки зрения долгосрочной перспективы Казахстан может стратегически проиграть", - отметил доктор экономических наук.

Кроме того, он напомнил, что по итогам 2015 года дефицит платежного баланса в Казахстане составил $5 млрд. В то же время, по его словам, чтобы ВВП на душу населения достиг запланированных $25 тыс., профицит баланса должен превысить $10 млрд.

Директор Института экономической политики Казахстана о ситуации в экономике страны

Несмотря на начавшийся было рост цен на нефть и укрепление национальной валюты, в целом ситуация в казахстанской экономике остается тревожной. Макроэкономические показатели падают, желание Нацбанка обуздать инфляцию вызывает сомнение, а высокая процентная ставка мешает кредитованию экономики. На этом фоне международные агентства один за другим понижают рейтинги казахстанских банков и госкомпаний, а также страновой рейтинг. Некоторые эксперты заговорили о том, что казавшийся краткосрочным кризис перетекает в системный. Как быть в такой непростой ситуации, есть ли рецепт по выходу из кризиса у экономического блока правительства и чего стоит ждать в ближайшее время на финансовом поле? Об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kzпобеседовал с директором Института экономической политики Казахстана Каирбеком Арыстанбековым.

- Каирбек Тулендиевич, мы хотели бы узнать вашу оценку относительно реального состояния нашей экономики, в чем состоит особенность нынешнего кризиса?

- По информации Комитета по статистике, краткосрочный экономический индикатор в январе-апреле 2016 года к январю-апрелю 2015 года составил 99,1%. Известно, что данный индикатор учитывает изменение индексов выпуска по базовым отраслям экономики. В их числе сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, составляющие 67-68% от ВВП.

При этом объем промышленного производства в январе-апреле 2016 года составил 5469,1 млрд тенге в действующих ценах, что на 1,4% меньше, чем в январе-апреле 2015 года.

Учитывая, что по итогам IV квартала 2015 года также наблюдалось падение промышленности в стране, то согласно международным стандартам это означает, что по линии промышленности Казахстан уже вошел в зону рецессии. При этом подобного рода рецессия в промышленности не происходила в течение длительного периода времени. Однако такое признание и реальная оценка со стороны министерства национальной экономики, правительства и социально-экономического блока Аадминистрации президента все еще не последовали.

- Если страна вошла в зону рецессии, есть ли первые признаки ухудшения ситуации в социальной сфере, или здесь все в порядке?

- Не секрет, что многие экономические показатели движутся одновременно: если падает производство, то с тем или иным лагом снижаются реальные доходы населения. На фоне рецессии в производственной сфере начали снижаться и социальные показатели - показатели реального потребления, показатели розничного товарооборота тоже идут вниз. Правда, они идут вниз гораздо быстрее, чем реальное производство. И этим отличается нынешний кризис от кризиса 2008-2009 годов, когда были предприняты властями усилия, для того чтобы минимизировать негативные последствия мирового кризиса. Так, важным индикатором является сектор торговли. По официальным данным, в рамках отрасли «Торговля» индекс физического объема в январе-апреле 2016 года составил 94,1% - снижение на 5,9%.

При этом объем розничной торговли за январь-апрель 2016 года составил 2095,9 млрд тенге, или 97,7% к уровню соответствующего периода 2015 года. То есть налицо падение на 2,3%. Что касается оптовой торговли, то ее объем за январь-апрель 2016 года составил 4618 млрд тенге, или 92,3% к уровню соответствующего периода 2015 года в сопоставимых ценах. Это означает, что наряду с промышленностью определенное снижение наблюдается в секторе услуг. Считаю, что при продолжении такого процесса часть населения могут переходить из зоны среднего класса в зону бедности, а другая часть - из зоны бедности в зону нищеты.

- Вы говорили о наличии рецессии в промышленности и ее влиянии на социальные показатели. В таком случае когда можно утверждать о наличии рецессии по всей экономике и стране?

- Мы можем утверждать о наличии рецессии по всей экономике и стране только при одном условии: если объем экономической деятельности по стране сократится и во втором квартале 2016 года, как это было в первом квартале. То есть падение ВВП Казахстана в течение 6 месяцев подряд.

- Вы часто говорите о концептуальном и структурном кризисе в стране и что они не нашли свое отражение в антикризисном плане правительства страны. Что вы имеете в виду?

- Результаты анализа показывают, что Казахстан одновременно столкнулся с тремя кризисами, чего пока не осознало правительство. Ими являются следующие виды кризиса.

1. Структурный кризис. В ходе реализации Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года и по итогам первой пятилетки ГПФИИР - 2010-2014 - в экономике образовалось несколько структурообразующих секторов: экспортно-сырьевой - 17% ВВП; внутренне ориентированный - 20,3% ВВП; инфраструктурный - 12,6% ВВП; торговля и ремонт - 16,1% ВВП; социальные услуги - 4,6% ВВП. Так, с точки зрения достижения сбалансированности занятости населения неэффективными секторами являются экспортно-сырьевой и внутренне ориентированный. Для обеспечения сбалансированности доходной части госбюджета есть серьезные проблемы в торговле и секторе социальных услуг.

Сохраняется ряд диспропорций в расходной части госбюджета, включая дисбаланс между традиционной, социальной и современной функциями государства. Из-за углубления этих дисбалансов, а также при значительном росте непроцентных расходов бюджета ряд источников достижения экономического роста заблокированы, а другие исчерпали свои возможности.

Однако это не исчерпывающий перечень. Существуют и другие, не менее важные проблемы в этой сфере. В их числе незаконный отток капитала; бизнес, основанный на госбюджете и бюджете квазигосударственного сектора; рост теневой экономики и незаконного обналичивания денежных средств; ухудшение национального контроля за деятельностью отдельных ФПГ, ТНК и т. д.

2. Концептуальный кризис. Он проявляется по следующим направлениям.

Во-первых, это группа проблем, возникающих в результате коллизий и противоречий между законодательными актами, указами, постановлениями, госпрограммами и концепциями.

Во-вторых, это ряд препятствий, связанных с несоответствием реализуемых мер мировым трендам достижения ускоренного развития.

В-третьих, это разброс инструментов экономической политики среди разных групп-администраторов. К примеру, таможенно-тарифные инструменты ГПФИИР находятся в распоряжении комиссии ЕАЭС, то есть в Москве.

В-четвертых, состояние межбюджетных отношений начинает входить в противоречие с целями и задачами отдельных реформ, касающихся регионов. Например, доля бюджетов всех 16 регионов страны составляет всего - 23,5%, в то время как доля республиканского бюджета - 76,5%.

Кроме того, правительство в рамках первой пятилетки ГПФИИР - 2010-2014 - объявило о приоритетности экспорта несырьевых товаров, но продолжало возвращать НДС из республиканского бюджета экспортерам сырья. Обнаруживается явное противоречие между нормами Концепции правовой политики и налогового законодательства страны.

Если обобщить, то мы видим, что с юридической точки зрения между Налоговым кодексом, Концепцией правовой политики, Госпрограммой ФИИР, бюджетной политикой правительства заложено эксплицитное «противоречие», и это я считаю концептуальным кризисом.

- С чем связан третий вид кризиса?

- По сути, третий кризис связан с ухудшением качества экономической политики правительства. Известно, что основной целью экономической политики правительства является поддержание необходимого уровня экономического роста, но в Казахстане он отсутствует.

Среди других целей - обеспечение занятости населения, но мы видим высокий уровень преступности с участием отечественных безработных. Кроме того, качество денежно-кредитной политики ухудшается из-за неработающих кредитов и ограничения денежного предложения; валютной политики - из-за резких колебаний курса тенге; налогово-бюджетной политики - из-за дисбаланса основных функций, размера государства, распространения теневой экономики и вывоза капиталов.

Во внешнеэкономической сфере следует упомянуть кризис экспортно-сырьевого роста экономики и дефицит по текущему счету, в индустриально-инновационной политике - преждевременность либо длительность использования инструментов, принадлежащих разным стадиям развития, в социальной политике - несоответствие базовых стандартов к уровню экономического развития.

Например, за счет программы «Дорожная карта занятости 2020» в 2015 году трудоустроено около 156 тыс. человек. В то же время в январе-октябре 2015 года правоохранительные органы выявили свыше 86,6 тыс. человек, совершивших преступления, из них 81% - безработные. Это та цена, которую страна вынуждена платить, скажем так, за неэффективную экономическую политику. Таким образом, ухудшение социально-экономической ситуации в стране связано не только с внешними, но и с внутренними факторами. Увы, такое признание также не последовало со стороны министерства национальной экономики, правительства.

- Что об этих проблемах говорится в антикризисном плане правительства?

- Вопреки распространенным представлениям, указанные виды кризиса не нашли свое отражение в нем. Более того, план не предусматривает проработку мер по определению современной модели развития экономики. Создается ощущение, что правительство боится предпринимать решительные, нестандартные меры, направленные на выход страны из трех кризисов. Поэтому, как мне представляется, поручения главы государства, данные в ежегодном Послании народу Казахстана, реализуются правительством на фоне сохранения трех кризисов. Если перефразировать слова лауреата Нобелевской премии М. Фридмана, то наше правительство не решает наши проблемы, оно само по себе большая проблема.

- На фоне всего этого насколько реально достижение экономического роста в стране?

- Добиться в рамках нынешней экономической модели и сохранения трех кризисов достижения необходимых темпов роста - более 2% - практически невозможно. В этой связи правительству необходимо не только признать эти кризисы, не только их нейтрализовать, но и искать новые источники роста. Ведь у нас ряд отраслей оказались в зоне риска. На мой взгляд, сами по себе эти кризисы по отдельности несмертельны, однако очень плохо то, что они все сошлись в одной точке, в одной оси.

Директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков тщательно изучил антикризисный план правительства и Нацбанка Казахстана на 2016-2018. В интервью Forbes.kz эксперт рассказал о недостатках этого документа.

Новой модели экономики не будет?

F: Каирбек Тулендиевич, в 2016-2018 спасителем отечественной экономики должен стать антикризисный план правительства и Нацбанка по обеспечению экономической и социальной стабильности. Как вы оцениваете качество этого документа?

- Да, министр национальной экономики Ерболат Досаев даже заявил, что антикризисный план позволит реализовать поручения главы государства, озвученные в послании народу Казахстана 30 ноября 2015, и создаст прочную основу для устойчивого роста.

Безусловно, этот план разработан своевременно. В нём достаточное количество мер по отраслям, регионам, министерствам, ключевым направлениям экономической политики. За большим количеством мер и мероприятий стоят расчеты и анализ, проведенные Министерством национальной экономики совместно с Нацбанком, а также тщательно проверенные социально-экономическим блоком правительства и администрации президента.

F: План безупречен?

- Боюсь, нет. На мой взгляд, есть серьезное упущение – в нем не определена новая модель дальнейшего развития нашей экономики. Действующая экспортно-сырьевая модель исчерпала свои возможности в 2014-2015: она дала сбой при падении цен на основные экспортные товары страны.

К сожалению, в четвертом направлении антикризисного плана («Основы новой инвестиционной политики») вновь предусмотрены меры, относящиеся к экспортно-сырьевой политике развития. Это означает, что экономический блок правительства все еще не определился с новой моделью развития, которая должна отвечать на внешние и внутренние экономические вызовы страны.

Отмечу, что при нынешней модели развития в 2002-2014 снизилась доля оплаты труда в ВВП до 31%. Для сравнения, в 1991-2001 она составляла 38-41%. При этом чистая прибыль (смешанный доход) бизнеса увеличилась за тот же период с 41,5% до 48-49% в ВВП. Продолжение такой тенденции может со временем привести к новым социальным вызовам в виде увеличения преступности и конфликтов в регионах. Например, только за 10 месяцев 2015 в стране совершено свыше 342,5 тыс. преступлений, что на 19,2% больше, чем за аналогичный период 2014.

О концептуальном и структурном кризисе

F: Помимо модели развития, есть еще слабые места в документе?

- Да. Например, в документе нет планов по решению концептуального и структурного кризисов экономики.

Поскольку Казахстану предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития (цели и задачи стратегии «Казахстан-2050»), следует в срочном порядке локализовать и нейтрализовать существующие риски и вызовы, возникающие под одновременным воздействием двух видов кризиса – концептуального и структурного.

Если мы решим эти проблемы, страну будет ожидать ускорение экономического развития, если нет, то нас ждет экономическое падение либо стагнация.

F: В чем суть структурного кризиса страны?

- При реализации Стратегического плана развития Казахстана до 2020 и по итогам первой пятилетки ГП ФИИР (2010-2014) в экономике образовалось несколько структурообразующих секторов:

- экспортно-сырьевой, составляющий свыше 17% ВВП;

- ориентированный на внутренний рынок, составляющий 20,3% ВВП;

- инфраструктурный, составляющий 12,6% ВВП;

- торговля и ремонт, составляющие 16,1% ВВП;

- социальные услуги, составляющие 4,6% ВВП.

Так вот, с точки зрения достижения сбалансированности занятости населения неэффективными секторами являются экспортно-сырьевой и ориентированный на внутренний рынок.

С позиции обеспечения сбалансированности денежных потоков доходной части госбюджета есть серьезные проблемы в торговле и секторе социальных услуг. К примеру, торговля продолжает занимать двойственное положение по отношению как к конечному потребителю, так и к производителю товаров. Ежегодно растет нагрузка на товаропроизводящие секторы страны. И это объясняется тем, что в Казахстане наблюдается концентрация капитала в торговле за счет импорта, который затем "растворяется" - частично направляется на выплату теневой заработной платы, частично вывозится за рубеж. В сфере торговли в тени находится 5% ВВП.

Аналогичная проблема сохраняется по линии расходной части госбюджета, включая дисбаланс между традиционной, социальной и современной функциями государства.

Из-за существования и углубления этих дисбалансов, а также при значительном росте непроцентных расходов бюджета ряд источников достижения экономического роста заблокирован, а другие исчерпали свои возможности.

Другими словами, это и есть компоненты структурного кризиса страны.

Однако это не исчерпывающий перечень. Существуют и другие, не менее важные проблемы в этой сфере.

В их числе - несоответствие «размера государства» целям и задачам стратегии «Казахстан-2050»; незаконный отток капитала; бизнес, основанный на госбюджете и бюджете квазигосударственного сектора; рост теневой экономики и незаконного обналичивания денежных средств; двухсекторная модель ценообразования; ухудшение национального контроля за деятельностью отдельных ФПГ, ТНК и т.д.

Как мне представляется, поручения главы государства, данные в ежегодном послании народу Казахстана, реализуются на фоне сохранения структурного и концептуального кризисов в стране при одновременном снижении качества экономической политики.

Цена неэффективной экономической политики

F: По каким признакам ощущается снижение качества экономической политики?

- Главной целью экономической политики всех государств и правительств мира является обеспечение высоких темпов экономического роста, но в Казахстане они отсутствуют. Среди других целей - обеспечение занятости населения, но мы видим высокий уровень преступности с участием отечественных безработных и т.д.

Качество денежно-кредитной политики ухудшается из-за неработающих кредитов и ограничения денежного предложения; валютной политики – из-за резких колебаний курса тенге; налогово-бюджетной политики – из-за дисбаланса основных функций, размера государства, распространения теневой экономики и вывоза капиталов.

Во внешнеэкономической сфере следует упомянуть кризис экспортно-сырьевого роста экономики и дефицит по текущему счету, в индустриально-инновационной политике - преждевременность либо длительность использования инструментов, принадлежащих разным стадиям развития, в социальной политике - несоответствие базовых стандартов к уровню экономического развития.

Например, за счет программы «Дорожная карта занятости 2020» в 2015 трудоустроено около 156 тыс. человек. В тоже время в январе-октябре 2015 правоохранительные органы выявили свыше 86,6 тыс. человек, совершивших преступления, из них 81% - безработные. Это та цена, которую страна вынуждена платить, скажем так, за неэффективную экономическую политику, проводившуюся в последние годы.

Кто ответит за срыв программ?

F: Вы также упомянули о существовании концептуального кризиса.

- Он проявляется по следующим направлениям.

Во-первых, это группа проблем, возникающих в результате коллизий и противоречий между законодательными актами, указами, постановлениями, госпрограммами и концепциями.

Во-вторых, это ряд препятствий, связанных с несоответствием реализуемых мер мировым трендам достижения ускоренного развития.

В-третьих, это разброс инструментов экономической политики среди разных групп-администраторов. К примеру, таможенно-тарифные инструменты ГП ФИИР находятся в распоряжении комиссии ЕАЭС, то есть в Москве.

В-четвертых, состояние межбюджетных отношений начинает входить в противоречие с целями и задачами отдельных реформ, касающихся регионов. Например, доля бюджетов всех 16 регионов страны составляет всего 23,5%, в то время как доля республиканского бюджета – 76,5%.

При таких условиях в стране растет особенное предпринимательство - бизнес, основанный на бюджете страны и бюджете квазигосударственного сектора.

Кроме того, правительство в рамках первой пятилетки ГП ФИИР (2010-2014) объявило о приоритетности экспорта несырьевых товаров, но, продолжало возвращать НДС из республиканского бюджета экспортёрам сырья. Обнаруживается явное противоречие между нормами Концепции правовой политики и налогового законодательства страны.

Напомню, концептуальные подходы в модернизации отечественной правовой системы и основные направления ее развития до 2020 определены в Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020.

Так, в пункте 2.3 этого документа отмечается: «Налоговое законодательство должно быть напрямую связано с индустриально-инновационной стратегией страны: оно должно помочь развитию несырьевых секторов и внедрить в стране новые технологии».

Таким образом, Концепция правовой политики не приветствует возврат НДС экспортёрам сырьевых товаров, в то время как Налоговый кодекс, наоборот, поощряет это.

Иными словами, между Налоговым кодексом, Концепцией правовой политики, госпрограммой ИИР, бюджетной политикой правительства заложено эксплицитное «противоречие», и это я считаю концептуальным кризисом экономической политики правительства.

F: Каирбек Тулендиевич, вы раскрыли суть двух видов кризиса, о которых на уровне правительства не говорили. Об этом не сказано и в антикризисном плане?

- Отсюда напрашивается однозначный вывод: антикризисный план правительства нуждается в доработке и коррекции.

Среди других концептуальных проблем плана отмечу отсутствие связи с ним и действующим Стратегическим планом развития Казахстана до 2020. Ведь Стратпланом-2020 предусмотрено решение стратегических задач социально-экономической политики государства промежуточного характера, по итогам 2015.

По сути, это тоже признак концептуального кризиса в программных действиях правительства.

Если указанной связи не будет, то юридическое основание для оценки эффективности работы самого правительства будет размыто.

Например, если страна не достигла каких-либо стратегических задач и целей, предусмотренных Стратпланом-2020, кто будет нести ответственность за это? Какой госорган будет реагировать на это? Какое решение будет принято по линии системы госпланирования?

Если соответствующей реакции не будет, то произойдет утрата легитимности указа главы государства «О системе государственного планирования» и сопутствующих ему нормативных актов.